Меню

Телеканал "Культура": программа "Школа злословия"

8 декабря 2003

Интервью Дианы Арбениной Татьяне Толстой и Дуне Смирновой

- Я вам говорю, что давайте попробуем поговорить о политике, потому что у нее есть очень пафосные какие-то строчки про Россию... Она вообще любит как бы пафос. Хотя и такой, знаете… Пафос геологической партии. Мне кажется, что в ее имидже есть нечто необычайно устаревшее. Даже не то что устаревшее. Вот вам нравятся ее песни? Замечательно. Я их услышала первый раз 5 лет назад. В Питере. Когда никакой всероссийской славы не было. Были частные клубы. Когда было только две девки, одна со скрипкой, другая с гитарой, и они пели. Две-три песни мне очень понравились. Но, я вам говорю: два раза я видела Диану по телевизору. И вот разница между песнями, которые мне нравятся и которые вполне себе художественны и вполне себе…. Это, предположим, не самое мое любимое, но это вполне себе - вкус там, и так далее. …И той безвкусной, пошлой, надменной чушью, которую она порола – разница немыслимая. как другой человек. И вот в телевизоре, я наблюдала, она пришла и первым делом она села на стул вот так вот как -то. Это абсолютный выпендреж. Это плохой вкус студенческий.

- Это и выпендреж, и плохой вкус, но я понимаю, зачем это делается. Все выпендриваются кто как может. Но их манера выпендриваться другая. Ойкономическая. Снятие цивилизационных запретов. Для того, чтобы они у них снимались в текстах, они же как все творческие люди, находятся в творчестве постоянно, у них там делается в голове, как у всех творческих людей… И для того, чтобы не выпасть из творческого процесса, они должны снимать цивилизационные запреты перманентно. Перманентно. Есть скамейка - сядь на пол. 

- Давайте тогда так: мы поговорим немножко о творчестве, а потом переползем как бы на политику. Не в смысле «политику», про которую нам запрещают говорить, да? А в смысле судеб родины. И вот если там она выдаст эту возвышенную пошлятину, которую она время от времени порет, мы ее прямо спросим об этом – как это получается? 

- Да мы в любом случае спросим! Это интересно.

(отбивка)

Это программа «Школа злословия» и ее ведущие: Татьяна Толстая…

И Дуня Смирнова.

А в гостях у нас знаменитая певица Диана Арбенина. 

(аплодисменты)

ДА: Я могу сразу сказать?

Да.

ДА: «Знаменитая» и «певица» ко мне не относятся никак. Я – человек, который поет песни. 

Это нельзя назвать «певицей», которая поет песни?

ДА: «Певица» – это какое-то слово, там есть буква «Ц», она мне не нравится абсолютно. Ну как «цапля» например там… «на цыпочках» опять же… Как рисовая каша с изюмом. 

-Кутья?

ДА: Ну да. Когда в школе кормили, просто сразу…  

-Нет, хоронить когда…

ДА: Нет, в школе кормили постоянно, на севере когда… Я заканчивала школу, знаете, после третьего урока звонок, все бегут просто, бегут, потому что там перерыв, большая перемена и будут кормить. И такой первый, первый, бежишь, бежишь…

-Думаешь, тебе мороженое за первое место будет?

ДА: А там – рис с изюмом. Полный отстой. 

-А там комки были в каше?

ДА: А я не ела. Я ж говорю – мне не нравилось. Поэтому «знаменитая певица» – ну это правда, не обо мне. 

-Хорошо, ну «знаменитая» – это нам судить. 

ДА: А знаменитая, знаменитая….

-А синонимы? Не нравится это – давай другое. 

-Популярная – хорошо? Известная…

ДА: Популярная? 

-А какая же еще?

-(иронично) «Крупный поэт»! Так лучше?

ДА: Вы надо мной издеваетесь что ли?

-А вы над нами?

ДА: Нет, безусловно нет, это все, по-моему, такие советские штампы, которые нам достались в наследство. И мне кажется, что их нужно все-таки крушить, ломать.

-Замечательно. Сокрушите, сломайте. Предложите. 

ДА: Хорошо, я скажу просто: меня зовут Диана Арбенина. 

-«Меня зовут Диана Арбенина» – это, безусловно эффектный пиар-ход, я вас поздравляю, я не понимаю, почему зрители не аплодируют. 

(аплодисменты)

ДА: Не надо!

-Пусть они аплодируют!

-Мы изучали ваши интервью. Это замечательно: у вас складываются такие формулы, напористые, агрессивные. Вы их выдаете, и мы понимаем, что на молодежную аудиторию это действует. Мы – старые тетеньки, нам нравятся ваши песни, но вот это на нас решительно не действует. Поэтому весь этот напор, и эффектное «я – космополит!», «меня волнует…», как вы там сказали… секунду… - «меня волнует наводнение в Чехии»…

ДА: Что-что?

-Я вам покажу. Девушка, я вам покажу!

ДА: Ну… «девушка» вот тоже… Напористость с вашей стороны.

-«Девушка» - это как раз пародия на тот советский стиль, который нам остался. Про который вы правильно сказали. Вы неправильно сказали «постсоветский». Наследие у нас советское. А постсоветский – это пусть другие скажут.

ДА: Хорошо. Постсоветское наследство. Подходит?

-Нет. Это – советское наследство. Оно копилось в советские годы. Тогда.

-То есть наследство от умершего дедушки. А дедушка был – Советский Союз. Поэтому наследство осталось от дедушки. Это дедушкино наследство, а не «постдедушкино» наследство.

ДА: Понятно. Но - все равно.

-Просто слово «пост» стало очень модным, и как раз это в наши дни - штамп. Все у нас «пост»: постсоветское, постмодернизм… и другие непонятные слова.

ДА: Хорошо, принимаю.

-Замечательно. Об этом договорились. Так вот, Диана, мы проштудировали все ваши высказывания и так далее, и с самого начала хотим сказать честно: мы на самом деле с вами хотим поговорить с простой человеческой интонацией. Которая, мы уверены, у вас есть. Мы не журналисты. 

-Упаси бог.

-Мы ими быть и не собираемся. Мы занимаемся тем, что знакомимся с интересными нам людьми. Мы действительно знакомимся. Мы вас пригласили в гости, вы к нам пришли, мы накрыли там чай, то, се… Обычно, как в гостях бывает. А вы разговариваете с нами «шершавым языком плаката». Не надо.

ДА: Нет, я не согласна так. Мне кается, у каждого человека есть язык. И его абсолютно невозможно сломать. Безусловно, каждый человек выдает формулы, одному ему свойственные. Во всяком случае, мне бы так хотелось, потому что мне нравится общаться с людьми, когда они интересно говорят. Пусть это выглядит шершаво, коряво, некрасноречиво, но самое главное, чтобы это было интересно.

-Совершенно верно. Вот сейчас пошла та самая человеческая интонация, в которой мы с удовольствием будем разговаривать. 

ДА: Пять. Зачет.

-Да, совершенно верно, вы тоже человек. Вы не космонавт, не марсианин…

ДА: А вы слышали, да, что китайцы запустили в космос?

-Да. (снисходительно) Мы даже читали об этом. 

ДА: У него были такие глаза, когда он спустился! Это было просто… Они расширились и стали европейскими!

-Серьезно?

-А эпикантус куда делся?

ДА: Я не знаю, кто это такой. 

-Эпикантус – это такая складочка в углу внутреннего глаза. Когда то, что называется отвратительным словом «слезное мясцо» – учебник анатомии – не видно, потому что оно закрывается этой глазной складкой. Отсюда такая красота восточных глаз. 

ДА: Эпикантус?

-Эпикантус.

ДА: Красиво. 

-Правда красиво? Для альбома хорошее название: «Эпикантус»!

ДА: Не, не…

-Никто не понимает, что это такое, какая-то Азия, восток. И может быть, даже немного ламаизм. Буддизм всем надоел, а ламаизм…

ДА: Хорошо. Я готова. 

-К чему готовы?

ДА: К разговору. Наконец. Потому что вы уже понападали… Хотелось бы чтобы…

-И вы выучили новое слово.

ДА: Да, эпикантус. Причем не только я. Аудитория тоже.

-Еще очень интересное тоже: в гостях упомянуть «монгольское пятно». Это тоже принадлежность восточных народов. Мягко скажем, потому что точнее никто не говорит. Это когда на копчике у человека, когда он только рождается, потом оно проходит, такой как бы синяк. Синий. Прямо на копчике. Называется – «монгольское пятно». Тоже хорошее название для альбома. Думаешь: а что это – «монгольское пятно»? Место застройки? Или может, где у них столица какая… Улан там Батор…

-Нет, это Внутренняя Монголия… Монгол Шуудан там… Там много интересного. «Монгольское пятно» – думаешь, где оно? 

ДА: Мне нравится в одно слово называть альбом. 

-Хорошая мысль.

ДА: Например там… ну меня никто в этом не поддерживает, назвать – «Засада». 

-Слово уже очень затертое. 

ДА: Нет, это было 10 лет назад. 

-А, тогда не было. 

ДА: (смеется) Постсоветский дедушка. Понятно. Но «Засада» – очень звучное слово. Мне вообще там сочетание согласных очень нравится. З, С…

-ЖИ, ШИ пиши через И…

ДА: Нет, никакого ЖИ-ШИ. Там утвердительное есть «ДА». 

-Подчеркнуть и продать на выборы. «ЗА!» – са – «ДА!»

(смеются)

-На выборы, и в «Комсомолке» разместить. В пятничной. «Комсомольская прав-ДА!»

-И Маркиз де Сад там присутствует… Отлично. Диана, ну вот что сейчас хотела спросить. Вот что мне нравится? Что мне нравится в Диане Арбениной? А нравится мне вот что. Мне нравится, что вы создали такой образ, сначала, на первом уровне, образ брошенной лесбиянки. И раненой потерей своей. Раненой тем, что любовь была и разбилась. К чертовой матери, вдребезги. И вот этот вот (начинает говорить с пафосом и с прононсом) крик горького отчаяния, такого вот, с этой носовой интонацией, я вот так лечу, да… И вот там самолеты… и все это… И вот этот вот крик становится не просто криком брошенной или все потерявшей лесбиянки, а вообще души, у которой… (опять с прононсом) Да, у меня все отняли! А я все равно! Да! ….Вот такое. Вот это очень нравится. 

(вторая ведущая смеется)

ДА: (мрачно) Дальше.

-Ваши комментарии. 

ДА: Не комментирую. На первом этапе. Дальше. 

-Ну есть первый этап, второй этап. Про эти этапы, да? Вот это я хотела у вас спросить: если не хотите комментировать, тогда расскажите, насколько впечатление, которое я получила, соответствует вашему намерению?

ДА: Абсолютно не соответствует. Если честно. Потому что… Меня не смущает ни одно из вышесказанных вами слов. И не задевает. 

-А я не для задевания и не для смущения.

-Мы же говорим про образ…

ДА: Это больше похоже на шарж. С носовыми там, со всеми делами… С такими… французскими… Все очень просто. Я никогда не отдавала себе отчета в том, почему я пою именно так, почему я выбираю именно эти слова, которыми я пользуюсь. Более того. Мне кажется, что когда чувствуешь…

-(иронично) Мгм…

ДА: …Чувство вообще первородно. И абсолютно не стоит его каким-то образом объяснять. То же самое как не стоит объяснять, как пишутся песни. Намного проще ставить штампы, это понятно, и относить музыку к каким-то стилям, скажем. Вот сейчас. когда мы ехали к вам, я рассказывала своему брату. Он спросил меня: «Кто такой Том Йорк?» Том Йорк – это солист группы «Радиохэд». Это группа, которая выросла из вопроса: «В каком стиле поет группа Радиохэд?» Это «Радиохэд» и все! То же самое относится и к людям, и к чувствам. И к песням. Их не нужно ни комментировать, ни объяснять. Почему не комментирую? Потому что у меня слов не находится. Вы так меня восприняли… ну… бог тому судья, значит. 

-Нет, вы понимаете, мы пытаемся вот что понять. Дело просто в том, что вы как художник – как всякий художник – вы создаете некий образ, да? Вы создаете некий художественный мир. Коего вы являетесь Господом Богом, создателем, он живет по тем законам, которые вы установите. У настоящего художника этот мир цельный. Он не распадается, он цельный, он убедительный. Вот Татьяна восприняла: этот мир такой. Вот тот надрыв, который там существует, это делается. Это, безусловно, искусство, и тому подобное. Насколько я понимаю, мы между собой это обсуждали, мы хотим понять не из чего и как вы пишете, ни ваши творческие планы, ни как вы пишете ваши песни, ни как вам это удалось… и так далее, и тому подобное… А о чем больше всего хотелось кричать, когда ты входишь в это состояние, медиумическое практически? 

ДА: Ну, кричать вообще не хочется. Хочется чувствовать. Это получается.

-Какое чувство вызывает тот травматический синдром, который вводит вас в состояние писания песен? Это, я не знаю, одиночество, несовершенство мира, и т.д., и  т.п. Нам интересно, какое вы назовете? Какие слова вы вспомните…

ДА: Влюбленность.

-Влюбленность?

ДА: Всегда.

-Вы ее ощущаете как драму, трагедию…

ДА: Нет, это кайф.

-Угу.

ДА: Это ни в коем случае не драма и не трагедия. Это то, что делает меня счастливой. И из этого рождаются песни. 

-А влюбленность для вас это зависимость, привязанность? Просто чистое счастье, может быть?

ДА: Сейчас, сегодня реально сейчас могу сказать, что это созерцательная красота. 

(пауза)

-Простите, это созерцание красоты или красота созерцания?

ДА: Просто созерцательная красота. 

-Так не может быть просто.

ДА: Может.

-Это красота что созерцает. Вы вслушайтесь!

ДА: Это отличная фраза! Вы что!

-Это ничто не означает.

ДА: Как это! Это созерцательная красота. 

-Кто объект, а кто субъект в этой фразе?

ДА: Давайте не будем говорить о поэзии «шершавым языком плаката». Опять же вашими словами.

-Нет-нет. Есть грамматика. Либо есть смысл, либо нет. 

ДА: «Созерцательная красота» - это формула, которую я придумала только сейчас. И которая очень сильно определяет то, что я чувствую, когда влюблена.

-Кто созерцает?

ДА: Ну не будем… кто… созерцает… Разумеется…

-То есть, вы созерцаете красоту, да?

ДА: Да. 

-То есть, это – созерцание красоты. Или созерцаемая красота, нет?

ДА: Нет, это деепричастный оборот. А, это пассивный, на самом деле. Что уже плохо. 

ДА: А созерцательная красота это та, на которую ты смотришь, и на которую ты не претендуешь. Поэтому она созерцательная красота.

-Нет.

ДА: Да.

-То есть язык, к чертовой матери, изнасиловали.

-Тем более, что это не деепричастный оборот.

ДА: Нет, нет… Как вы сказали? Созерцаемая?

-Это не деепричастный оборот.

ДА: Это же пассивное…

-Это «созерцая красоту». «Я, созерцая красоту,…»

ДА: но…

- Это пассивное причастие.

-А не деепричастие.

ДА: Деепричастие у меня всегда ассоциировалось с…

-Пусть не ассоциируется больше.

ДА: Хорошо. Хорошо. Тем не менее, я на вопрос ответила. И сейчас я действительно  понимаю, что на самом деле, когда ты влюблен, нужно давать свободу человеку. Ни в коем случае не претендовать – а, не ставить его ни в какие рамки – б, и делать его просто счастливым.

-А что значит «делать счастливым»? Как это?

ДА: Ну это же так просто. 

-Сделать другого человека счастливым просто?

ДА: Я думаю - да. 

-Как?

ДА: Счастье, мне кажется, оно очень детально и крошечно.

-Микромир что ли там?

ДА: Вот «микромир», «субъект», «объект» – вот это слова, если честно, не очень люблю. Достаточно просто, на раз, подарить человеку цветы. И когда он улыбнулся тебе, это и есть маленькое, маленькое, маленькое счастье.

-То есть он счастлив или я счастлива?

ДА: Знаете, Фредди Меркьюри, когда ему исполнялся очередной год, он очень любил дарить подарки сам. 

-Себе?

ДА: Нет, тем людям, которые приходили к нему. Поздравлять. И он был от этого счастлив. Мне кажется, когда ты что-то делаешь, когда ты видишь в глазах человека ответную реакцию и понимаешь, что ему стало теплее, это обоюдный процесс. 

-Диана, скажите, а вы, скажите, вообще любите русскую классическую литературу?

ДА: (шепотом) Безусловно!

-А об этом надо обязательно говорить ироническим шепотом?

ДА: Почему ироническим?

-Потому что это…. Ну хорошо. Скажите, пожалуйста, а у вас есть какие-то особенные чувства по отношению к нашему там пространству, географии, языку, литературе?

ДА: Вот вы знаете, вы очень похожи на экзаменаторов. 

-А мы и есть экзаменаторы.

(вставка – беседа ведущих за сценой)

-Мы когда разговаривали после записи, то товарищ по борьбе нелегкой телевизионной, в частности, высказал такое мнение. Режиссер Малкин. Он сказал: «Ну зачем поэту мозг?»

(смеются)

Я говорю, знаешь, многим пригождался. Дальше мы с ним разговаривали, и я сказала: «Понимаешь, ведь Арбенина – совсем неглупая девушкаЧто видно по ее текстам, по той интонации, которую она выбрала. В песнях. Назовем – в искусстве. И тогда я подумала: просто, по-моему, девушка немного не выдержала известности, эго раздулось, тщеславие поперло, в дверь не проходит, и поэтому она перестала двигаться просто как человек. В свои 28 лет

-Ей 28?

-Да. Диана по реакциям – инфантильна. 

-17?

-Да. Временами – 13. Прошу прощения, для того, чтобы двигаться дальше, нужно, например, сказать себе: я человек необразованный, надо начать читать книжки, а не экстравагантничать и не интересантничать. Если будешь вот так вот дальше, да, если это останется таким как бы вот статичным состоянием, то и творчество тоже закончится, и песен больше не будет. По-моему.

-Да. Согласна. Потому что это независимые друг от друга сферы. Творческое начало и интеллектуальное начало. Поэтому все замечательно, надо развивать оба, можно развивать одно из них. Но если у тебя все в порядке с творческим началом, и если ты уже получила все свои награды, благодарности от переменчивой публики, то наступает момент, когда надо включить интеллектуальное и культурное начало, а особенно культурное. Культурное – это очень тонкая вещь. Здесь нужны баланс, скромность, подавление совей гордыни, которая так и прет. И образованность, это тоже.

ДА: Вот я сижу и думаю: что это мне напоминает все? Это мне напоминает очень большое количество проваленных мною экзаменов.

-У нас школа.

ДА: А «Школа злословия» – это кто?

-это Шеридан.

ДА: А я когда ехала, думала почему-то про «Ярмарку тщеславия» Текеррея.

-«Пара гнедых». 

ДА: И как-то вот действительно натуга чувствуется. А я сегодня в таком настроении… Понимаете, у меня был концерт вчера, мне кажется, он удался. Почему говорю кажется: потому что я в хорошем смысле «жираф». Я не могу выйти из кинотеатра и сказать, понравился мне фильм или нет. Сразу. Мне надо пойти там, подумать… и в какой-то момент сказать «отстой», скажем. Или…

-Это очень естественно. Не вы одна так.

ДА: Есть пара художественных фильмов, про которые за последнее время я могу навскидку сказать: да, отличный фильм, один Сансенс есть такой режиссер. Джерри. Очень сильно меня  тронул этот фильм… И безусловно, «Танующая в темноте». Это было давно…

-Вы забыли упомянуть, что это Ларс фон Триер.

ДА: Да, безусловно. ЭтосСмешно. Такое количество женщин в замкнутом пространстве – это ядерная… Хиросима просто. А что качается того, что произошло недавно, того концерта, мне кажется, он удался, я думаю об этом постоянно… Я беседую и думаю о том, как вчера все было, потому что для меня это был очень ответственный концерт, это было в Москве, это был ДК Горбунова, и я действительно хотела там сыграть. И по моим ощущениям сегодняшним, мне кажется, что все прошло как надо. Я себя чувствую сейчас абсолютно расслабленно…

-Отлично.

ДА: Знаете, по времени где-то часов 5, на какой-нибудь веранде…

-Ага.

ДА: Перед чашечкой кофе, и просто смотреть в небо. И все. Мне кажется, это состояние такого абсолютного душевного покоя, гармонии с собой. 

-Отлично.

ДА: А вы мне – «субъект, объект»…

(отбивка)

-Диана, дело в том что, понимаете, мы же вас боимся. Я на самом деле, стала просто тихо, мирно подползать к вопросу, который я действительно хочу вам задать, на самом деле, но я, прочитав все ваши интервью, и увидев вас пару раз по телевизору… Вы немедленно ставите… Вот садитесь и как бы задираете ноги так… Вот коленки чтобы под ушами… И мне уже Таня объяснила, я сама примерно поняла, почему… И вот если вы будете находиться в этом состоянии, а не в том которое вы описали: веранда, небо, спокойствие… Знаешь, что ты… что хорошо сделал вчера. Я хочу на самом деле задать вопрос: интересуетесь ли вы политикой? Вот в той модели, которую вы создаете этими задранными ногами и вот этими самыми интервью, я знаю, что вот тут надо ответить «нет». Вот по тому, что вы построили. Мне это ваше «нет» – не интересно.

ДА: Но я же не ответила. Вы ответили за меня.

-Я поэтому и начала медленно подползать к вопросу – интересуетесь ли вы родиной?

ДА: Мне кажется, было бы честнее спросить…

-Вам родина нравится, Диана?

ДА: Нет… (смеется)

-Итак, интересуетесь ли вы политикой?

ДА: «Интересуетесь» – не нравится глагол мне. 

-Поправьте нас. 

-Любите ли вы политику так, как люблю ее я?

(все смеются)

-Вспомнила, когда девки сегодня рисовали мне морду, Ирка, которая все время отвлекается: пусть мне никто не говорит, что я не так сделала, я говорю: «Все прекрасно! Из политического трупа ты превратила меня в политическую проститутку». 

ДА: Ну так что – поговорим о политике что ли?

-Да.

ДА: Это очень странный вопрос. Хорошо, я отвечу. Я внимательно слежу за тем, что происходит.

-Отлично.

-Я вам объясню. Все очень просто. Мы обе относимся к тому типу женщин, про которых Чехов когда-то сказал, что женщина интересующаяся политикой, похожа на бешеную канарейку. Вот мы – бешеные канарейки. Типичные. Мы политикой очень интересуемся. И ищем союзников, что нас кто-нибудь поддержит, и будет интересоваться вместе с нами. И мы, наплевав на них, все равно будем про это говорить. 

ДА: В таком случае, вам нужно пригласить сюда мою маму, которая очень много бы вам сказала. Она люто ненавидит одну из наших прошлых партий.

-В прошлом у нас у всех была одна партия.

ДА: Вот-вот. 

-(смеется) Прошу прощения.

ДА: Вы бы с ней нашли общий язык. Что касается меня, то я занимаюсь музыкой, безусловно, но что-то мне подсказывает, что я отличаюсь от многих моих коллег тем, что позволяю себе всякие такие политизированные выпады. Например, песня «Россия 37». Она абсолютно определенная, и такую песню, в общем, не встретишь нигде.

-Вы правы. 

ДА: Безусловно, невозможно жить в каком-то своем мире, в самом деле, все действует и все влияет.

-А вы ходите голосовать или нет? 

-Но не говорите за кого и куда. Просто голосовать.

-Так, вообще. Обычно… раз в четыре года я… «каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню»…

-Голосовать.

-Ходите или нет?

ДА: Последний раз это было давно. Когда я имела возможность находиться в городе Санкт-Петербурге больше чем, скажем, 5 дней, когда это все совпадало… Помните, было «да, да, нет, да»?

-А вы знаете, что после этого референдума родился гениальный совершенно анекдот? Все-таки, мы спасемсся юмором. Потому что анекдот звучит так: «Бабка, ты в бога веришь?» – «Да, да, нет, да». 

(смеются)

В нем вся история России. 

ДА: «Да, да, нет, да». Хорошо. 

-Последние годы у вас технически это не получается голосовать.

ДА: Технически… Ну что значит технически? Я на концертах.

-А это важнее?

ДА: А то! Конечно. Я же осознанно прохожу свой путь. 

-Сами слышали, что сказали???

ДА: Я сказала классную фразу.

-(шепотом) Ужасно!

ДА: Она очень осмысленная.

-Ужасно, ужасно!

ДА: Она очень осмысленная.

-Она совершенно осмысленная, но она ужасно пошлая. 

ДА: Хорошо. (подражая тону ведущих) Как говорит Татьяна Толстая – синонимы!

(зал смеется)

-Я думаю о том, что сделала. 

ДА: Слабо. Очень аморфная фраза. 

-Я кукарекнула.

ДА: «Я думаю о том, что я делаю»? Вот вы меня…

-Я вам списочек сделаю…

ДА: Зачем списочек? Вы меня попытались поломать по поводу «созерцательной красоты», и пусть это, скажем там, не поддается совершенно никакой логике, эта фраза, но она звучит. То, что вы сейчас сказали  - абсолютно не звучит. «Я думаю, что я делаю»…

-А главное, чтобы звучно, да?

ДА: Главное, чтобы была энергия в словах. Слова – это энергия. И не мне вам это рассказывать. 

-Я осознанно прохожу свой путь – это штамп. 

ДА: Нифига.

-О чем вы говорите? Штамп называется – когда берется из жанра…

ДА: Йоу! Йоу! Зацепились!

-…из жанра, который называется «интервью рок-музыканта». 

ДА: Я прошу прощения: вы много слышали, чтобы люди говорили: «Я осознанно прохожу свой путь»?

-Да.

ДА: Хорошо. Например?

-Например, Юрий Юлианович Шевчук. 

ДА: Очень достойный пример. 

-Ну ведь было уже!

ДА: Ну и что? Что значит «было»?

-Потому что… Пример: «Сурово плещут свинцовые волны Балтийского моря». Красиво. Говорилось это приблизительно 280 тысяч раз. И еще хуже: «Смерть вырвала из наших рядов». То есть, сколько народу умерло, столько лежит в гробах. И первый, кто это сказал, он представлял себе: вот ряды, они идут, сомкнуто, вдруг – ххххх… она налетает – вззззз – вырвала! Красиво и очень страшно. А потом так холодно: «смерть вырвала из наших рядов товарища… Ивана Петровича…»

-У меня есть самое любимое: «старожилы не припомнят». То есть, функция старожилов в русском языке только одна – не припоминать. Это слово – «старожилы» – существует исключительно для беспамятства. Больше эти старожилы никогда… Не вскапывают огород, не везут картошку на продажу, не ходят в обрезанных фетровых ботах…

ДА: В фетровых ботах?

-Не ходят. И спрашиваю – старожилы! 

ДА: Вы безумно артистичны. Правда!

-Спасибо.

(аплодисменты)

(на сценой)

-Речь идет на самом деле – о личности. Потому что ни творчество, ни интеллект… Они начнут атрофироваться, если…

-Неупражняемый орган атрофируется.

-А не упражняется он тогда, когда личность костенеет. Когда он перестает куда-то двигаться. Когда она бронзовеет, стекленеет, когда вот это вот все – когда разговор с миром превращается в разговор с фанатом. Твоим. Когда ты обращаешься вот к нему. Когда выдаешь… Когда ты разговариваешь цитатами из себя самого. Предполагаемого. Понимаете? И мыслишь заголовками и мыслями из твоих интервью. И вот в данном случае очень хочется, чтобы та часть зрителей, которая у нас тут бодрствует пока, хочется, чтобы они поняли нас правильно. Нам нравится группа «Ночные Снайперы». Нам нравится то, что делает Диана Арбенина. И если бы нам это не нравилось, если бы нам казалась она пустой, бессмысленной и беспощадной, мы бы ее, во-первых, не позвали, а во-вторых, ни в коем случае не обратились бы к ней с подобным воззванием, и так далее.

(в студии)

-Вы сказали про 37-й год, про «Россия 37». Скажите нам, пожалуйста, Диана…

ДА: (шепотом) Да?

-А вы что думаете о судьбах родины? Куда мы идем? 

ДА: Ну хорошо, я отвечу. Я отвечу, но с одним условием: мы эту тему больше продолжать не будем. Хорошо? Пожалуйста. 

-Вот пожалуйста это уже…

ДА: Слишком у меня в душе сегодня вишневый сад, чтобы говорить о судьбах родины. Мне… 

-А вы саженцы родине подарите. 

ДА: Мне не нравится то, что происходит сейчас процентов на 75-80. 

-А вам что не нравится?

ДА: Те проявления социальной жизни, которая проистекает повсеместно вокруг меня, меня очень настораживают. 

-То есть, вам кажется, что куда-то все это все не туда рулит?

ДА: Мне кажется, что сейчас это такое затишье, которое бывает, не побоюсь этого слова, перед цунами. 

-Мгм.

ДА: А дальше прорвет. И еще непонятно, где дернет. И очень много тому подтверждений. Это «Крылья» в этом году, в Тушино, где мы играли. Это «Фабрика звезд».

-Очень правильно.

ДА: И это ужасно, на самом деле. Это песни, которые я стараюсь не слушать по радио. 

-То есть ощущение, что страна потеряла чувство самосохранения.

ДА: Песни моих коллег, зачастую, которые просто не поддаются никакому описанию, потому что ну это – полный маразм. Ну и так далее. 

-Мы совершенно разделяем ваши чувства. Вот у меня ощущение, что страна просто потеряла чувство самосохранения, что она ползет бог знает куда, это совершенно так же, как у вас, причем я считаю, что то, что вы в ряду этих чудовищных симптомов назвали «Фабрику звезд» – это не просто правильно, а вы первая сформулировали и обозвали вот этот симптом, о котором мы тут много-много с кем говорили, пытались говорить. Те люди, которые представляют собой сам этот симптом, они как бы отказываются его признавать. Ведь знаете, ведь «Фабрика звезд» – это не только «Фабрика звезд». Это же еще огромное количество газет и журналов, вот таких же, вот этого же. Это радио, и так далее, и тому подобное. Это тип мессиджа такой тут вот проносится.

ДА: Я бы назвала это словом «помет». 

-Можно так…

-Можно, да. Можно. Это так, только это красивое определение. Негрубое красивое определение того что происходит, но там глубже есть, понимаете? То есть вы… Вот приходит больной, а ему – а, нет, помойся и пройдет. Или – а это у тебя крапивница. А посмотрит кто-то палочкой и: «А это твердый шант». 

ДА: Болезнь Льюиса.

-Да.

ДА: Понятно. 

-Скажите, Диана, а вот по вашим ощущениям… Понимаете, есть такой сюжет, очень затасканный, но тем не менее, дико важный. Он по-разному называется, но главное его, на самом деле, название, какое бы ни было оно затертое, это «Интеллигенция и народ». Значит, я тут недавно была в гостях у одного очень хорошего кинорежиссера, такого, очень известного. Я пришла, он еще не освободился, он давал интервью. Я вошла на фразе, которую он произносил, пока я из прихожей шла в комнату и слышала, как он произносит: «Народ всегда прав». Сам он не народ, а интеллигенция. И вот я подумала, что ооооооо… Ну, если у нас опять вот это вот заговорило, а надо сказать, что в начале ХХ века все образованные слои общества были заражены такой вещью как народолюбие, и можно было в газетах, в Думе в 1, 2, 3, 4-й ругать интеллигенцию нашу, буржуазию, наша интеллигенция виновата в том… наша буржуазия плохо сделала то… промышленники это… Ну, царская семья – про это уже никто не говорит, вор, чудовище… А вот народ – это святое. Народ – это всегда… народ всегда прав. И тогда… Сейчас пошло вот влипание совершенно в ту же самую историю. Вот это вот: народ всегда прав. Это с одной стороны. С другой стороны, наша родная православная церковь, которая благополучно сейчас заменила ЦК КПСС просто по тому, как она функционирует в обществе… В общем, ужас охватывает страшный. Вот у вас какое ощущение? У вас как у автора той песни, которую вы написали? Какое ощущение и какие чувства от страны и от народа? 

ДА: Что касается людей, то они очень доверчивы. Можно, не побоюсь этого слова, втюхать все что угодно. Что и делается. Причем делается мастерски. Коряво, но мастерски так. Конкретно.

-Им втюхивает власть?

ДА: масс-медиа, власть, и все…

-А почему, как вы думаете? Почему так доверчивы? Почему так легко втюхать?

ДА: Это странно, действительно. Я тоже об этом думала. Ведь на самом деле… Ведь если взять каждого… Может быть, это особенность именно русских людей? А может и нет… Не знаю. Но меня изумляет, на самом деле, то что в нашей стране самая популярная группа – «Руки вверх». 

-Я их ненавижу. Это мои личные враги. 

ДА: Я ничего по этому поводу говорить не буду, я их просто не слушаю. Но почему это самая популярная группа – я бьюсь над этим. 

-Но мне кажется… У меня есть версия почему. Из-за чрезвычайно низкого образования, из-за абсолютного отсутствия знания собственной истории. Вообще. То есть, прекрасно знаем свою мифологию, да? Мы огромная страна, мы великая держава, вот это все… И вообще ни в зуб ногой о русской истории. Совсем. Назовите фамилии Сипягин или Горемыкин – вам никто не скажет, кто это. 

ДА: И я не скажу. 

-Плохо. 

ДА: Но однако, группа «Руки вверх» мне не очень нравится. 

-Значит, вы уже продвинулись в ту сторону. Когда стоит узнать и Сипягина с Горемыкиным. 

(за сценой)

-Можно еще сделать рывок. Можно еще… ну как сказать, положение еще не безнадежно. Потому что вот в конце Арбенина заговорила человеческим языком, с человеческой интонацией, не стесняясь... То есть, может быть и стесняясь, но забыв о том, что как бы есть зритель, слушатель, что надо организовать ему цитатки. Не думая о том как ты будешь выглядеть со стороны. Что о тебе подумают. И так далее. Значит, пока это есть, у личности одаренной, неглупой, и так далее, у нее есть возможность расцвести, а не увять. А если будет вот это вот все дальше продолжаться, - прощай, Диана Арбенина. Прощайте, «Ночные Снайперы». Дело в том что Кибиров совершенно прав. Дело в том что … не в поколении, и т.д., и т.п., а дело в том, что хоть молодая аудитория, хоть какая, хоть старая, нет приязненного интереса к узнаванию чего-то. Нет ощущения собственной необразованности, в которой нормальный человек пребывает всю свою жизнь. Потому что такое количество интереснейших вещей! Каких я не успею узнать. Я не успею изучить ботанику так как я бы хотела. Я не успею изучить историю так как мне бы хотелось. Я ничего уже не успею. Вот это ощущение, что надо скорей, немедленно куда-то бежать, узнавать там, читать, и т.д., - это нормальное ощущение, и в нем как раз приобретаешь какой-то… Ну не то что там смысл и т.д., а какое-то ощущение движения. Ты перестаешь думать о себе. Мне самый лучший совет, который мне дали в жизни, у меня там были какие-то нелады душевные. Я жаловалась своему другу.  Он меня слушал-слушал, слушал-слушал… Потом с тоской посмотрел на меня и сказал: «А ты поменьше думай о себе». Не в том смысле что «О себе», а «думай о других». А думай просто про другое. Это – лучший совет, который мне в жизни давали. И я вдруг подумала: боже мой! Столько всего интересного!

(в студии)

ДА: Знаете, в чем слабая сторона истории и все это прошлое? В том что прошлое не может говорить. Оно говорит только тогда, когда вы открываете книгу. 

-Да. Да. 

ДА: А что касается парней, о которых вы говорили, они живые, они могут орать из каждой точки. Для того, чтобы узнали Сипягина и Горемыкина, нужно просто сделать какое-то усилие. А нафиг я буду его делать? Лучше включу радио и пойду на дискач. Нормально?

-Да. Это же ужасно. 

ДА: Это очень неприятно наблюдать. Но… вы знаете. Как я с этим борюсь? Может быть, это компромисс, но в принципе, мне кажется, что это по большому счету мудро. Во-первых, если я, например, еду в такси, начинается какая-то музыка, которая мне не нравится, я говорю: «Будьте любезны, выключите, пожалуйста!». Все. Я себя блокирую от негативных эмоций.

-Русский шансон знаете?

ДА: Шансон… Нет, неважно. От плохих, негативных эмоций, которые могут меня взбудоражить по-плохому, от людей, с которыми мне не хочется общаться. Я просто с ними не общаюсь. Я о них не думаю. У меня есть блокада. 

-Это вы решаете лично для себя, это правильно. 

ДА: Одну секунду. Не только для себя, но и для своих близких. Вот со мной сегодня пришел мой брат. Ему 17 лет. И я чувствую, это конечно, будет штамп, но ощущение, такое конкретное чувство, я за него ответственна. 

-Диана… Одну секунду! Дело в том что это, к сожалению, в русском языке не штамп. Потому что у нас никто не хочет отвечать ни за кого. 

ДА: А я говорю на уровне языка. То же самое, что у нас очень многие не хотят понимать, что когда ты рождаешься, перед тобой открывается путь, и ты его проходишь. И нужно делать это осознанно. 

-Хорошо, ладно, бог с ним. 

ДА: И я всеми силами стараюсь делать так, чтобы моим близким… Я не понимаю, вообще, как можно любить миллион. Невозможно. Достаточно любить одного человека, либо там свою семью. И я делаю так, чтобы мои близкие не подвергались никаким там… шквалу этой нечисти, которая несется отовсюду. Которую спровоцировать вот на раз, там нажать и все. Мне кажется, просто нужно ограждать себя и все.

-Вы считаете, что этого достаточно? Понимаете, вот то что вы описали как состояние страны, состояние там этноса, нации, как угодно… И то что мы чувствуем полную солидарность с вами, как нам кажется, уже действительно близко к катастрофе, и требует некого общего усилия. Сами не знаем, где и как оно лежит. 

-Требует активного участия на том участке, на котором ты в этой жизни оказался. Хорошо, я себя ограждаю. Я ограждаю своих близких. Мои близкие тоже умеют себя ограждать. Они в эту сторону не ходят. Детей и своих близких в свою очередь оградили. Дальше что? И вот я смотрю что, вот хорошо, мы привиты. С нами не случится. А вот соседские деточки, они идут в этот оспенный барак. И что же я – не выйду из дома, этих деточек не переловлю? Вообще, я чувствую свою ответственность, чтобы хоть ногой перегородить путь этим мдеточкам. И за ручку, за ручку твести в другое место. Но многое я сделать не могу. Меня не так много. И если я посижу в садике полчасика, яудержу их от ужаса этого. То есть, я хочу сказать, что поскольку со монй в этом мысле порядок, я чувствую, что должна по мере возможности своего ближнего каким-то образом. Показать ему, как можо спастись. 

ДА: А я делаю это, безусловно.

-Делаете?

ДА: Да. Я даю концерты. Прошу прощения, и это совершенно честно, и каждый как последний концерт. Вот это все, что я могу делать. Максимум.

-Это не все, это неправда. Это – необходимое. Вот есть необходимое и достаточное, да? Вернее так. Это, понимаете, ваши концерты – это основа того, чем вы становитесь для многих, многих людей. Вы обращаетесь к ним и они вас слышат. Но помимо того мощного, талантливого, внятного как бы художественного сообщения, как бы вы посылаете образ, который откладывается у них в подкорке. Иногда наступает момент, когда нужно сказать абсолютно прямыми, простыми штампами: что ты думаешь по поводу того, что происходит. Вот мне кажется, сейчас такой момент. Вы согласны?

ДА: Да, я имею смелость об этом говорить, и я об этом сказала. 

-Вас, собственно, за это может быть и любят.

ДА: Да ладно…

-Нет, и мы считаем, что это важно, что вы это сказали и спасибо вам за это.

(аплодисменты)

(за сценой)

-Если выключить вот этого вот зрителя, потенциального, которого ты все время включаешь, который все время смотрит как ты…

-Включить глаза.

-«Здесь лучше посмеяться. Здесь лучше расслабиться, а здесь лучше задрать ногу»

-Я все время помню, как я положила голову, что сказала, и время от времени делала такие глуповатые выкрики типа «йоу!». Это что? Есть какие-то моменты, когда вот этого не надо. Потому что это не канает.

-Совершенно верно. Если вот это выключить, если перестать в них глядеться как в зеркало, «свет мой зеркальце скажи. Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее». Зеркальце обязательно рано или поздно ответит, что «живет без всякой славы, средь зеленыя дубравы та, что все ж тебя милей». Если это выключить, то можно заниматься кучей интересных дел. Не только там – писать песни, думать о концертах, можно ведь и путешествовать, курицу можно сварить, можно заняться изучением пауков. Между прочим, безграничный, интереснейший мир. Можно еще узнать много нового. Там миры кругом, миры. А если все это свести к тому, что самое интересное в мире - это Диана Арбенина и ее поклонники, то это же никак. Это такая нищета, такая бедность… Это впасть в нищету. На самом деле. Просто в нищету. 

Видео:

Фото:

География события:

Россия, Москва

Теги:

культура, телеэфиры, школа злословия, фото (разное)